ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Если вы воспитаете своих сыновей,
то они в свою очередь воспитают своих...»
Святитель Иоанн Златоуст (†407)


Склонившись над колыбелькой, мы не раз задумывались о будущем своего ребенка. Каким он будет? Кому-то хочется, чтобы он был успешным, состоявшимся. Кому-то из нас – чтобы был добрым, чутким, милосердным. В любом случае, все мы желаем нашим детям только счастья.
Нередко дети подрастают и начинают нас огорчать. И многие из родителей многое терпят из-за детей, потому что не хотят посечь, образумить словами и огорчить своих беспутно и противозаконно живущих сыновей и дочерей, почему им и приходится нередко видеть, как те попадают в крайние беды, приводятся в судилище… Господь спросит нас: «Не предоставил ли Я, сказано будет тебе, дитяти жить с тобою с самого начала? Я поставил тебя над ним в качестве учителя, наставника, опекуна и начальника - всю власть над ним не отдал ли Я в твои руки? Не повелел ли Я его, такого нежного, обрабатывать и упорядочивать?..
Как только дитя родилось, отец измышляет все, что можно, не с тем, чтобы упорядочить его жизнь, но чтобы его украсить и облачить в золотые украшения и одежды. Что же ты делаешь, человек? Пожалуйста, носи это сам, зачем же ты и ребенка, который не вкусил еще этого безумия, воспитываешь в нем? Чего ради одеваешь ему на шею украшение? Нужен добросовестный воспитатель, который наставлял бы ребенка, а не золото. И волосы ему отпускаешь сзади, на манер девочки делая мальчика женоподобным и ослабляя его природную крепость, с самого начала превращая его в любителя излишеств и убеждая стремиться к неразумному. Зачем устраиваешь ты против него сильнейший заговор, зачем заставляешь пленяться телесным?
Нередко родители неразумно пекутся о внешней привлекательности своих ребятишек, наряжают девочку, как барышню-невесту, а мальчика, как кавалера. Украшают одежду детей символическими сердечками. Девочкам надевают дамские украшения, сережки, колечки, бусы. Здесь уже не до ожидания жениха как награды за трудовые и нравственные достоинства, а воспитание желания и умения увлечь собой, соблазнить. Не надежда на хорошую невесту, а умение выставиться, пустить пыль в глаза. В неуместных нарядах не по возрасту, дети очень рано начинают чувствовать себя достойными внимания, завидными невестами и желанными женихами. Многие, может быть, будут смеяться над сказанным, как над ничтожными вещами. Не ничтожны эти вещи, но, напротив, очень значимы. Девушка, в материнских покоях приученная увлекаться женскими украшениями, когда покинет отеческий дом, будет злонравна и тяжела для супруга своего и требовательна более, нежели сборщики податей.
Дело совершенно естественное и невинное, когда малые дети рады бывают, что им сошьют новую одежду, если только эта радость не преступает надлежащих границ. Но эта граница переходится, когда дети безмерно и слишком уже выражают свою радость своей красивой одежде, когда они тщеславятся своим нарядом и с презрением смотрят на других детей, хуже их одетых. Большей частью эта смешная суетность и пустое тщеславие возбуждается самими неразумными родителями, которые нередко наряжают своих детей – девочек и мальчиков – как кукол, сами восхищаются их нарядом, подводят их смотреться и любоваться в зеркало и т.п. Чтобы не возбуждать в детях своих тщеславия одеждою, родители должны избегать этих и подобных недостатков. Напротив, они должны дать понять своим детям, что пред Богом нарядные, дорогие одежды не имеют никакой цены, что Бог взирает не на одежду, но на сердце, что прекраснее дитя в бедной и плохой одежде, но у которого благочестивое и чистое сердце. Указание на то, что Иисус Младенец в яслях был повит бедными пеленами, может также служить предостережением для детей не придавать значения дорогим и красивым нарядам. Суровая трудовая обстановка жизни семьи – лучше при лишениях, чем при избытке – есть наиболее здоровая среда для воспитания ребенка. И горе ему, если он растет в богатстве, в баловстве, в изнеженности.
Какова же должна быть основная цель воспитания ребенка?
Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие родители стараются более всего дать детям хорошее образование. Третьи – прилагают особые усилия, чтобы развить в детях природные дарования и мечтают увидеть в них талантливых музыкантов, художников или ученых.
У родителей-христиан не то должно быть первой и основной целью воспитания. Они прежде всего и более всего должны заботиться о том, чтобы дети выросли в непоколебимой вере живыми членами Церкви, чтобы в душе их «изобразился Христос» (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37-40), и целью своей жизни ставили «стяжание Духа Святого Божия» (Из слов прп. Серафима).
Если достигнут родители этого, то все остальное – и образование, и развитие дарований, и здоровье – все приложится само собою, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Ангелина



ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР ТВОРЦА Скачать (.doc)

ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР ТВОРЦА Скачать (.pdf)
Случайная фотография

Ссылки

Новости храма

Hosted by uCoz