Во время Великого поста происходит «разгрузка» души от самости. Дай Бог, чтобы пост стал для нас не только временем очистки и разгрузки организма от всяких шлаков, как утверждают медики, но, в первую очередь, - временем разгрузки нашей души от главного греха: эгоизма, самости.
Если мы попробуем подвергнуть разбору каждый свой поступок, то обнаружим, что в любом из них присутствует самость, которая является в нас главным носителем греха, и сама есть ни что иное, как грех. Как часто, например, в разговоре мы говорим что-то слегка льстивое. Этим мы зарабатываем благорасположение близких или начальства к себе. Их расположение приятно нашему самолюбию. Часто, рассказывая о себе, приврем покрасивее, показывая себя в наиболее выгодном свете, а иногда не можем удержаться, чтобы не продемонстрировать свой маленький успех или добрый поступок. Трубим о своих делах впереди себя. И это тоже дань самолюбию. Лесть и ложь здесь служат для удовлетворения нашего греховного самолюбления.
Замкнутость на себя, эгоизм появляются там, где нет настоящей любви, как дара Божьего, т.е. нет благодати Св. Духа. Те, в ком есть благодать, а значит, есть любовь, ориентированы не на себя, а на ближнего, которого любят и готовы многим жертвовать для него, вплоть до своей жизни. И если преп. Серафим Саровский говорил о главной задаче христианина как о стяжании благодати Св. Духа, то он имел в виду именно приобщение человека к Божественной любви, которая является как бы силой притяжения, направленной из человека на окружающих, а вовсе не самого себя.
У нас же все наоборот: происходит самообожение своей души, любовь к которой проявляется во мнении, что «Я» (моя душа) – это нечто весьма значительное, достойное всякого уважения, причем подобное мнение часто сопровождается ощущением, будто весь мир существует только для меня и более того, - без меня здесь ничего бы и не было. В своем предельном выражении любовь к своей душе доходит до того, что человек, одержимый это страстью (гордыней), всех других считает чем-то вроде кукол, которые или служат ему для удовлетворения его целей и похотей, или, наоборот, мешают этому. В последнем случае с ними можно поступать не церемонясь, их нужно убирать с дороги любыми способами, безжалостно.
Если у нас любовь к своей душе, слава Богу, не доходит еще до такой степени, то все-таки проявляется в различных видах очень часто, хотя и не так заметно. Вот, например, все получили подарки к Рождеству. Кому-то показалось, что его подарок хуже, чем у других. В сердце – обида, да еще и зависть, а может быть, и злоба на тех, кому повезло. «Как же, ведь я достойна лучшего!» Другой пример: «Кто-то побеседовал с другом, а не со мной» - обида, - «опять меня игнорируют!»
Что же говорить, если такого «душелюба» действительно обидят? Тогда в сердце заползет смертельная ненависть, которая будет ждать лишь момента, когда она сможет, наконец, ужалить, отомстить словом (например, «облить грязью») или делом (не помочь в нужде).
При этом мы не помним, что мысля эгоистически, с опорой только на себя – мы создаём иллюзию того, что наши действия не коснутся других людей или нас самих, наших детей. И даже современное состояние нашего общества, экологии, здоровья и культуры, системный кризис вокруг – не в силах открыть глаза эгоистам. Потому что эгоист действительно пребывает в глубокой иллюзии того, что он – один в этом мире, и вся вселенная вращается вокруг него…
Итак, мы видим, любовь к своей душе проявляется многообразно и является корнем гордыни. Чтобы спасти душу от этого, нужно всю жизнь себя смирять и уничижать – иначе не спастись. «Я достойна худшего подарка, а также всех обид и оскорблений, ибо я значительно хуже, чем думают те, кто меня обижает» - вот правильный образ мыслей, позволяющий бороться и победить гордыню.
Что же касается способа для определения наличия страсти, - он очень прост. Отцы учат: если тебя лишат или сам себя лишишь чего-то, но жалеешь об этом, часто думаешь о том, чего (или кого) лишился, а вспоминая об этом, приходишь в волнение, немирность духа, уныние, раздражение и прочее, - это значит: было и есть пристрастие.
Что же делать, что бы бороться с самостью или на современном языке – эгоизмом?
Противоположность эгоизму – это осознанность и умение ставить себя на место другого. Осознанность – это умение наблюдать себя как бы со стороны. Эгоист всегда смешивает себя со своими мыслями и чувствами. Он становится тысячью своих сиюминутных проявлений, теряя свою подлиную человеческую суть и глубину. Если мы будем какое-то время занимать позицию беспристрастных наблюдателей за собой, за возникающими у нас мыслями и чувствами, мы осознаем, что мы – не есть эти мысли или чувства. И тогда мы начинаем ощущать свою истинную внутреннюю суть, свою душу. А наша душа всегда наполнена кротостью, любовью, бесконечной радостью и безмятежностью. Если мы будем стараться почувствовать её, если мы начинаем жить ИЗ НЕЁ, а не из обуреваемого страхом и чувством своей неполноценности эго, мы открываем для себя новые горизонты свободы, прекрасных отношений и замечательного душевного самочувствия.
Второй способ устранить эгоизм, также очень действенный – умение мысленно ставить себя на место другого, смотреть на мир его глазами, слышать его ушами, воспринимать мир чувствами ближнего. И это дорогого стоит.
Победить себя - это значит победить свой эгоизм с помощью веры, поста, молитвы. Зачем же мне надо меняться и победить самого себя?
Отвечаю:
- Чтобы наши дети и внуки жили счастливо.
Ангелина
Кстати:
Самость – это ложный центр человеческой воли, или ложная волевая направленность на самоудовлетворение, само-подчинение и т.д. Главное свойство самости - все делать по-своему и в свою угоду.
Скачать (.doc)
Скачать (.pdf)